Работы по диагностированию неисправностей ГБЦ - это внешний осмотр механизма газораспределения и осмотр непосредственно корпуса головки на предмет наличия на ней трещин, сколов, других дефектов.
Ремонт ГБЦ, требующий определенных знаний и навыков, занимает от двух до пяти дней и производится на высокоточных специальных станках. Весь процесс можно разделить на определенные стадии:
- После снятия ГБЦ с двигателя заделываются при помощи сварки образовавшиеся на ней трещины;
- Ремонтируются направляющие втулки (или, при необходимости, заменяются);
- Выравнивается привалочная плоскость головки (в случае ее деформации);
- Заменяются или восстанавливаются клапаны и их седла;
- Заменяется распредвал и толкатели;
- Удаляется оставшаяся на каналах системы охлаждения стружка.
Зарубежные производители автомобилей обещают, что необходимость в ремонте ГБЦ возникнет у автовладельцев не раньше, чем после четырехсот тысяч километров пробега, российские «родители» машин дают гарантию на несколько меньший километраж.
Установить необходимость проведения ремонта ГБЦ возможно с помощью опрессовки, суть которой заключена в проверке одной из главных характеристик, определяющей бесперебойную работу двигателя, – герметичности. Для этого специальными накладками и уплотнителями наглухо закрывают отверстия, которые отвечают за сообщение рубашки охлаждения с атмосферой. Затем внутрь происходит подача воздуха под давлением не менее 6 атмосфер и герметично закрытая деталь погружается на 30 минут в ванну, заполненную горячей водой. Подогретая до определенной температуры вода нагревает изделие и расширяет все имеющиеся и необнаруженные ранее трещины, из которых и начинают выходить пузырьки воздуха.
Опрессовку ГБЦ рекомендуется проводить при любом ремонте двигателя, особенно, если:
- К ремонту привел перегрев двигателя;
- Существуют предпосылки нарушения внутренних каналов;
- Ремонту подлежит дизельный двигатель с ГБЦ из чугуна;
- Если требуется проверить качество произведенных работ.
Для определения необходимости проведения шлифовки головки, проводят проверку ее плоскости, используя металлическую линейку и набор специальных щупов. Линейка прикладывается по диагоналям в нижней части головки, что способствует обнаружению имеющихся зазоров, которые замеряются щупом для нахождения участка самой глубокой деформации – на такую глубину и потребуется выравнивать поверхность. Шлифовка обнаруженных деформированных частей головки производится на специальном фрезерно-шлифовальном станке в автосервисах, специализирующихся на проведении такого типа работ.
Процедура эта повторяется после каждого снятия головки с двигателя, ее цель – уборка всех неровностей с поверхности головки для обеспечения плотности прилегания ГБЦ к блоку и недопущения выхода горячих газов из-под прокладки, что ведет к ее постепенному прогоранию, а, значит, - к неизбежному ремонту.